Перейти к основному содержанию

Зачем нужна церковь, когда Бог в душе?

Отец Иаков
© Форпост Северо-Запад

Настоятель храма Николая Чудотворца на Неве Иаков Амбарцумов назвал историческим событием прибытие в Россию мощей святого, чьим именем названа эта церковь. Об этом, а также о роли православия в жизни общества он рассказал в интервью корреспонденту “Форпост Северо-Запад”.

21 мая в Россию впервые привезли мощи Николая Чудотворца. Насколько это значимое событие для нашей страны?

Событие я бы охарактеризовал как историческое. Мощи Николая Чудотворца не покидали гробницу в итальянском городе Бари более 900-т лет. Святой Николай - один из самых уважаемых святых и у православных, и у католиков. Многие наши верующие обязательно сходят поклониться святыне и попросят помощи. Но я хочу напомнить, что благочестие должно быть связано со спасением души человека, а не с решением сиюминутных проблем. У нас же исторически преобладает обрядоверие - когда обрядовая сторона богослужения самоценна, и заменяет религиозную жизнь человека.

Батюшка, расскажите, зачем нужна человеку Церковь? Разве не самое главное, чтобы Бог был в душе человека?

Бог в душе - это главное. Духовная часть - это высочайшая сторона души. Но, увы, в душе находится место и для низменного: зависти, недоброте, страстей. За всем этим теряется путь к Господу. И главная задача церкви - помочь найти человеку эту дорогу. Церковь хранит и передает знания, сохраняет институт семьи. К примеру, у нас в храме (находится в поселке им. Свердлова, ЛО - прим.) работает воскресная школа. Там идут уроки хорового пения, славянского языка, изучают закон Божий, работают художественные кружки. Важно, чтобы дети и взрослые не забывали своих корней. Мы активно сотрудничаем с местным домом культуры и социальными центрами.

Насколько российское общество сейчас религиозно?

Это сложный вопрос. Более половины населения носит крестик и причисляет себя к христианам. Однако в церковь ходит не более десяти процентов. Если же брать тех, кто активно участвует в церковной жизни, то цифры будут еще меньше. Например, в поселке Свердлова живет около 10 тысяч человек. На Пасху приходят до 500-т, на другие праздники - 100-200.

С чем это связано? Отголоски советского наследия?

Причин тут несколько. В девяностые церковь не смогла воспользоваться полученной свободой. Тогда жажда найти Бога у многих людей была особенно сильной, однако мы были вынуждены восстанавливать из руин храмы, на это уходили все силы и энергия. Настоящая социальная работа началась сравнительно недавно. Появляются социальные службы, программы помощи и прочее.

Другая причина связана с политикой. Некоторые говорят, что церковь сотрудничает с государством, забывая, что мы живем в обществе и не можем отделиться настолько, чтобы проблемы страны не были нашими проблемами. Похожая ситуация была в 19-м веке, когда интеллигенция не признавала церковь.

И все-таки паства растет?

Растет, хотя и не быстро. Настоятелем храма я стал в 2010-м. Тогда костяк прихода состоял из 20 человек. Сейчас их более семидесяти. Это те люди, которые активно участвуют в церковной жизни.