Перейти к основному содержанию

Как русские научились у итальянцев делать флорентийскую мозаику лучше их самих

мозаика
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

На тот момент, когда русские мастера заинтересовались знаменитой на весь мир техникой флорентийской мозаики, в Италии ей уже занимались более двух веков. Российским камнерезам потребовалось порядка двенадцати лет, чтобы овладеть мастерством зарубежных коллег настолько, чтобы отечественные произведения мозаичного искусства международное сообщество ставило на порядок выше итальянских изделий.

В России попытки создания предметов в технике флорентийской мозаики начались в середине восемнадцатого века. Однако произведения камнерезов Петергофской гранильной фабрики не отличались изяществом и высоким качеством исполнения, присущим европейским мастерам. Традиционно для флорентийской мозаики использовались пластинки твердых минералов и горных пород, которые подгонялись друг к другу так, чтобы между ними не оставалось зазоров.

мозаика
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Благодаря тщательному подбору оттенков минералов и учету их природного рисунка, было возможно создание художественного эффекта живописи. Однако этих знаний было недостаточно для создания мировых шедевров. Мастерам Петергофской фабрики нужны были мельчайшие детали производства. Например, какими инструментами из каких материалов для резки камней пользуются за рубежом, по какому направлению осуществляется сам распил природного материала, как происходит склейка цельной картины. Необходимо было понимать разность одного и того же процесса в двух странах. Для того чтобы реализовать эту идею, было принято решение отправить в Италию на стажировку одного из сотрудников петербургской фабрики Ивана Петровича Соколова.

мозаика
© Hallwyl Museum / Erik Lernestål

Такой выбор был сделан не случайно. Дело в том, что мужчина, работая на предприятии, увлекался созданием мозаичных изделий во флорентийском стиле. Со временем он добился определенных успехов и его работы были замечены руководством. Именно на него в 1847 году была наложена ответственность по изучению приемов производства флорентийской мозаики на итальянских фабриках с целью их дальнейшего внедрения в России. В обязанности камнереза входили ежедневные отчеты о проведенных им за день работах во Флоренции. Дневники должны были содержать детальную информацию об увиденном с подробными рисунками, чтобы материалы в будущем можно было использовать как инструкцию на отечественном производстве.

мозаика
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Соколов ответственно подошел к возложенным обязанностям и все время вдали от родины занимался улучшением своих навыков. Мастер трудился над созданием изделий по четыре месяца, иногда не прерываясь даже на сон. Вскоре даже местные камнерезы стали приходить посмотреть на Ивана Петровича за работой. По истечению двух лет он вернулся в Петербург с высокой оценкой о мастерстве от профессора и владельца флорентийской фабрики Бьянкини. В скором времени Соколов возродил приемы заимствованные заграницей на Петергофской гранильной фабрике, так что мозаичное искусство стало главным направлением ее работы. Уже в 1861 году на Всемирной выставке в Лондоне изделия русских мастеров были отмечены высшими наградами. Спустя семь лет в Париже, по решению жюри, они опередили по качеству исполнения мозаичные изделия других государств, в том числе и Италии.

В Горном музее Петербурга до сих пор сохранился декоративный столик с мозаичной столешницей итальянской работы XIX века. Столешница инкрустирована цветными мраморами в технике флорентийской мозаики. Синие вьюнки выполнены из лазурита, кахолонга и раковины.

мозаика
© Форпост Северо-Запад / Горный музей